Сертификация по ISO 9001

Основным приоритетом любой компании должно быть качество, осуществлять контроль над которым следует на всех уровнях работы, начиная с анализов потребностей и подготовки чертежей до поставок готовой продукции.

В конце восьмидесятых годов прошлого века (ISO), Международная организация стандартизации, опубликовала серию ИСО 9000, которые, спустя каждые семь лет, пересматриваются с учетом меняющихся спросов и потребностей. В эту серию входят стандарты:

  • ISO 9000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  • ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования».
  • ISO 9004 «Менеджмент устойчивого развития организации. Подход с точки зрения менеджмента качества».

В России утверждена серия ИСО 9000, соответствующая международной. Это:

  • ГОСТ Р ИСО 9000, который определяет систему менеджмента качества, располагает основными положениями и словарем
  • ГОСТ Р ИСО 9001, включающий требования к системе менеджмента качества
  • ГОСТ Р ИСО 9004. Дает рекомендации для улучшения систем менеджмента качества.

Принципы, на которых строятся стандарты:

  1. Главный принцип – это ориентация на постоянных потребителей
  2. Лидерство руководства
  3. Привлечение сотрудников
  4. Взаимосвязь управления с процессом деятельности — процессный подход.
  5. Установка прочных связей между всеми подразделениями определяется системным подходом к менеджменту
  6. Непрерывное улучшение работы путем беспристрастного контроля над работой и ее оценки
  7. Принятие единственного обоснованного решения
  8. Установление с поставщиками взаимовыгодных отношений

Чаще всего организации обращаются в органы по сертификации за подтверждением своей СМК требованиям ISO 9001:

  • Для усиления конкурентных преимуществ
  • По требованию партнеров и заказчиков
  • Для получения кредита и льгот
  • Для получения преимуществ в госзаказах
  • Для сокращений расходной части
  • Для уменьшения количества аудита второй стороны
  • Для повышения эффективности организации структуры отделов и культуры производства
  • Снижение количества выпуска некачественных продуктов.

Процедура сертификации начинается с выбора органа на основе определенных критериев. Например, расценка услуг, опыт работы, сроки проведения работ, соблюдение всех правил сертификации. Заказчиком заполняется заявка и направляется в орган по сертификации, который ее рассматривает и уведомляет клиента о принятом решении. Затем заключается договор, и делаются взаиморасчеты. В случае отказа указываются причины.

Органом по сертификации определяется готовность предприятия к процессу сертификации, составляется подробный план проведения, согласовывается с заказчиком. После утверждения плана, начинается аудит с проверки документов по качеству, который включает:

  1. Политику качества
  2. Руководство качеством
  3. Документированные процедуры: управление документами, записями, несоответствующей продукцией. А также, — внутренний аудит, корректирующие действия, предупреждающая работа.
  4. Рабочие инструкции
  5. Должностные инструкции
  6. Положения об отделах и подразделениях.

Заключительным этапом аудита является проверка подразделений. По итогам работы оформляется акт. Оформленная документация направляется в орган сертификации и рассматривается членами комиссии, которые не принимали участия в аудите. В результате проведенного анализа выносится решение, и выдаются сертификационные документы:

  1. Сертификат, действительный три года
  2. Разрешение применять знак соответствия на договорах, фирменных бланках и рекламной продукции
  3. Сертификат на иностранном языке